Ратуша на Краю Леса и Диван «Мэр»

A sofa for the Mayor (Диван для Мэра) или просто Mayor (Мэр), как его стали называть – вершина датского современного дизайна, сочетающая выдающееся мастерство и эстетику.  Уникальна история его создания, которая говорит об архитекторах Арне Якобсене и Флемминге Ларсене, как о фантастических новаторах.

В 1939 году Якобсену и Ларсену заказали проект новой ратуши в муниципалитете Сёллёред, расположенном к северу от Копенгагена. В то время это было необычно по многим причинам. Их Søllerød Town Hall, по-датски – Søllerød Rådhus стал отражением эпохи, когда административные здания считались более демократичными общественными пространствами, и в ратуше Якобсена и Ларсена было место даже кинотеатру и библиотеке. Вторая Мировая Война помешала в реализации этого масштабного общественного проекта, но Town Hall – отражение значительного сдвига в мышлении архитекторов того времени, как и в мышлении чиновников. 

В работе над дизайном ратуши Якобсен и Ларсен вдохновлялись модернистом Гуннаром Асплундом – легендарным шведским архитектором и его проектом по расширению мэрии Гётеборга в середине 1930-х годов: с фасадами, покрытыми высококачественным мрамором, большими квадратными окнами и входом, выполненным почти полностью из стекла. Асплунд придерживался функционального подхода к мельчайшим деталям. Датские архитекторы тоже. 

«Их архитектурные планы – невероятно красивые. Это резкий и очень минималистичный дизайн. Чистая красота» – говорит Рене Курал – архитектор и автор книги «Ратуша на Краю Леса», посвященной Søllerød Town Hall. 

В своей работе Якобсен и Ларсен выбрали подход Gesamtkunstwerk.  Гезамткунстверк – «объединённое произведение искусства» — творческая концепция синтеза искусств, которую в конце XIX века придумал немецкий композитор Рихард Вагнер. Вагнер в этом преображении действительности через объединение искусств в одном произведении видел искусство будущего. Архитекторы Арне Якобсен и Флемминг Ларсен создали свое «тотальное произведение искусства» – Søllerød Town Hall, все в проекте отражало их видение вплоть до мельчайших деталей, от внушительного мрамора снаружи до пепельниц внутри. Из этого масштабного продукта и появился диван Mayor (Мэр). 

Несмотря на простоту конструкции, это был дорогой предмет, изготовленный из высококачественных материалов. Рама ручной работы из массива дуба была обита натуральной кожей, которая плотно растягивалась по вертикальной форме с жесткой спинкой. Два ряда кнопок простирались через обивку, подчеркивая строгий дизайн простыми деталями. 

Частично привлекательность «Мэра» заключается в его поразительном отличии от других произведений той эпохи.  Сдержанный дизайн дивана, использование натуральных материалов говорит о том, что этот предмет мебели опередил свое время, считает Рене Курал, добавляя, что это было невероятно футуристично. 

Много десятилетий спустя диван «Мэр» существует как вечный пример модернизма. Но он значит нечто большее: наглядное свидетельство того времени, когда два амбициозных архитектора, вооруженные смелым видением, оставили неизгладимый след в дизайне.

Leave a Reply

Your email address will not be published.